17 августа 2006
Уж Маковей напомнил о себе медовыми коржами с маком. Лето близится к концу. Кто-то еще плещется в ласковых волнах Черного моря у берегов Турции или на пляжах Ялты. Кому-то тощий кошелек не позволил отдохнуть на Багамах или, на худой конец, в Мариуполе на Азовском море. Не беда! Ведь Черкассы могут соперничать с лучшими курортами Европы. Город буквально утопает в зелени. Шутка сказать, 13 парков внесены в городской реестр. А сколько их исчезло по причине «дерибана», как, например, сквер Химиков. Наши дедушки и бабушки помнят летние нашествия отдыхающих из Москвы и Ленинграда. Узнав о чудесном климате и живописной природе нашего края, москвичи и ленинградцы высаживали на берега Днепра массовые десанты, ставили палатки и отдыхали от души, наслаждаясь парным молочком и сметанкой, которые покупали в окрестных деревнях. Что случилось нынче?
Почему богачи стремятся удрать подальше, проводят летние отпуска в заморских отелях? Где отдохнуть обычному черкащанину теплым летом и солнечным сентябрем? Где бабушки и дедушки с обожаемыми внуками могут погулять зимой, сбежав от смрадных улиц, наполненных выбросами химических заводов и выхлопными газами автомобилей?
Билет на Карибские острова стоит не одну тысячу «баксов». Да и Бог с ними, крутыми и экзотическими! Вместо этого спокойненько в центре Черкасс садишься на троллейбус (первый маршрут) и через 15 минут выходишь на остановке «2-я горбольница». Вокруг шумят деревья лесопарка. Идешь по направлению к Днепру среди чащи сверкающих на солнце высокоствольных сосен. Еще пять лет назад это было излюбленное место отдыха черкасщан.
Как-то с друзьями, прихватив горячие шашлычки и курочку-гриль, отправились пообщаться «на природе». И сейчас еще жив в памяти тот чудесный пикник. В каких-то пяти метрах плескался Днепр. Кто-то просто бродил по воде у берега, иные ныряли и плескались на глубине, смывая с себя пыль и отдыхая от жары. Влюбленные парочки уединились под деревьями, их счастливые лица вызывали улыбку. Отрадно, что любовь может подарить людям хотя бы миг восторга и счастья среди бесконечных тягот борьбы за выживание.
Там, на асфальте дороги, по которой черкасщане приезжают в парк, они оставляют повседневную суету, невеселые мысли о хлебе насущном, тревоги о завтрашнем дне, забывают о болезнях и домашних хлопотах. Люди погружаются в волшебный мир леса, испытывают блаженство от общения с природой, отдыхают душой — куда-то уходит «жизни мышья беготня», и сердце раскрывается навстречу прекрасному.
Увы, потрясение и ужас вызывает нынче набережная Днепра с Сосновым бором. На огромных плешах вырубок грудами навален строительный мусор — обломки кирпичей, щебень, обрывки бумаги и полиэтиленовой пленки. Все это вскоре будет залито бетоном — готовятся стройплощадки под очередные шикарные виллы. Из-за завалов мусора трудно пробраться к воде, к Днепру. И, естественно, среди всего этого хаоса — ни одной живой души. Да и какому нормальному человеку взбредет в голову отдыхать на этой мусорной свалке. Вот к чему привел «дерибан» коммунальной земли чиновниками горсовета прошлого созыва. В самом конце своего «царствования» они выделили «нуждающимся в улучшении жилищных условий» толстосумам солидные участки заповедного леса под строительство.
Теперь малышей можно привозить сюда в целях воспитания, пугая вместо сказочного Бабая живыми бессовестными и наглыми «слугами народа» — хозяевами жизни с депутатскими мандатами. Вот, мол, пошлые реалии грабежа народа. А можно и наоборот — устроить мастер-класс, дескать, учись, малютка, заниматься разбоем средь бела дня в огромном городе. Сунешь хабара в загребущую чиновничью лапу — урвешь себе кусище общественной земли, выстроишь «хатынку» в несколько этажей, обнесешь поместье двухметровым забором и будешь загорать на собственном пляже, куда «посторонним (то есть нам с вами) вход воспрещен. Территория охраняется собаками». И плевать на то, что «биомассе», как называют нас некоторые политики, тоже хочется в лес и на песочек у реки, — мир принадлежит богатым. Теперь не детям, а им — все лучшее.
Медленно продвигаюсь к знаменитой Лысой горе. Высоченный забор вокруг бывшей дачи Черкасского обкома компартии, как и в брежневские времена, заслоняет от постороннего взгляда тайны великосветской жизни современных толстосумов. Табличка на заборе с экзотическим названием охранной фирмы предостерегает, само собой, что туда лучше не соваться.
Бабулька-божий одуванчик, вынырнувшая из зарослей лопуха, поведала мне предание давно минувших лет. Мол, однажды некий старичок-боровичок, взобравшись на пенек возле обкомовской дачи, день-деньской переписывал номера машин, влетавших на заповедную территорию. Этот списочек дотошный дедок представил в ЦК Компартии Украины. Разразился жуткий скандал на областном олимпе. Полетели многие головы. Мол, не имели партийные номенклатурщики права отдыхать на государственной даче, выстроенной на народные деньги.
Время партократов кануло в небытие. Так кого прячет от народа высокий забор, кто «прикарманил», урвал в личное пользование огромный кусок соснового бора вместе с элитной виллой? Никто из аборигенов так и не смог пролить свет на тайну «прихватизации» бывшей обкомовской дачи в Черкасском бору.
Из-за кустов выглядывают двое местных жителей и шепотом, оглядываясь по сторонам, рассказывают историю нескольких двухэтажных особняков, укрывшихся за высокими заборами. Весьма влиятельные люди в Черкассах брали землю якобы под строительство здравниц. Возведенные строения какое-то время пустовали, а их владельцы утверждали, что народ, дескать, сплошь здоров и оздоравливаться не желает. После чего «здравницы» благополучно обретали статус жилых домов, и теперь их свободно можно продать за несколько миллионов «зеленых». Жилье нынче дорого. А охочих приобрести особняки в таком благодатном месте долго искать не придется.
Бросается в глаза вывеска «Стекло» на грязном домишке — то ли пункт приема стеклотары, то ли услуги по резке стекла. Когда-то здесь находилась пошивочная мастерская Черкасского народного хора. Горожане помнят необыкновенной красоты костюмы, которые шили искусные мастерицы. Былая слава Черкасщины поросла высоким бурьяном, зарыта в горах мусора. Увы, никто так громко не кричал о возрождении украинской культуры, как помаранчевая власть, и никто так рьяно не топтал эту культуру, как новоявленные нувориши.
По пыльным сорнякам и кучам мусора добралась, наконец, до легендарной Лысой горы. Существует миф, что именно на нее весной в Вальпургиеву ночь слетаются ведьмы и устраивают шабаш. В любой стране на фольклоре и этнографии можно заработать деньги, и немалые. Но нашим горсоветовским чинушам не до того — они озабочены личным благополучием, а в пустой черкасской казне тем временем свистят сквозняки.
На холме с шелковистой зеленой травой среди сосен выскочил, как прыщ, ободранный знак, гласящий, что это памятник археологии «Городище». Оказывается, это место тоже знаменито, но не ведьмами. На Лысой горе в 1997 году археологи обнаружили остатки древнего городища, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры. Если помните, Вавилон возник во втором, а пирамиды Египта в третьем–втором тысячелетии до нашей эры. Таким образом, поселение в Черкассах может соперничать с Вавилоном и египетскими пирамидами. В седой древности здесь находилось русло Днепра. Геродот донес до нас воспоминание о наших пращурах. Поселение над Днепром имело форму тризуба 300 стадий в длину (1 стадия равна 260 метрам), в нем были развиты ремесла.
Археологам всего-то нужно было углубиться на 1,7 метра в землю, чтобы докопаться до древней культуры. Но, как водится, ничего путного из этого не получилось — вырыли несколько горшков с орнаментами, повосторгались их древностью, потом, естественно, деньги иссякли и на том все кончилось. Поставили жалкий знак, который все окрестные озорники используют в качестве мишени при стрельбе камнями.
Свои метки оставила на нашей земле и прошлая война. Заросли травой бывшие немецкие блиндажи. Местное население свозит во рвы мусор. Зимой Лысая гора превращается в свалку, а милосердное лето прикрывает бурьянами всю нашу грязь и стыд.
Рядом находится дорога, по которой мчатся автомобили и приезжает к нам столичное начальство, весьма увлеченное прожектом «Золотое кольцо Черкасщины». Выбрасываются на ветер миллионы! И всем наплевать на заброшенные из-за отсутствия финансирования раскопки древнего поселения. Наверное, высоким гостям не престижно разрезать ленточку, открывая на Лысой горе музей древней культуры. А может, челядь, обязанная исполнять свой прямой долг по восстановлению древних памятников, не надеется получить за это ордена. У нас ведь в цене не заслуги перед отечеством, а услуги и прогибание перед власть имущими.
Еще пять лет назад звенел сосновый бор над Днепром голосами черкасщан, приезжающих сюда в будни и выходные дни отдохнуть от городской суеты, полюбоваться природой. Нынче завалена горами мусора легендарная Лысая гора, «раздерибанена» и искалечена земля заповедного соснового бора. У людей попросту украли их лес, их землю, их реку — то, что по Конституции принадлежит народу.
Перебежав через оживленную трассу, попадаешь на улицу Геронимовскую. Самая большая достопримечательность здесь — славный трехэтажный особнячок. Жители улицы сказали мне, что это уютное гнездышко принадлежит директору областного лесхоззага. Но бросается в глаза не оно, а огромная «лысина» в лесу — покрытый песком участок. Здесь совсем недавно шумели трехсотлетние сосны. Нынче они выкорчеваны. Земля выровнена. Рычат автомобили, везут бетонные балки. На месте вырубленного заповедного бора кипит строительство барских особняков.
Знает ли прокурор области Николай Лисовой, кому и за какую цену проданы под строительство участки леса с вековыми соснами? Кто конкретно те люди, которые нагло крадут землю, принадлежащую народу?
Удрученные неприглядной картиной уничтожения бора, я и трое моих спутников идем дальше по улицам Циолковского и Золотоношской. Пряный запах сосны успокаивает нервы. Он целебен при легочных заболеваниях и туберкулезе, способствует заживлению язв и ран.
Мои спутники рассказывают о Воронцовском парке. Канцлер Кирилл Воронцов получил от царицы Екатерины Второй во владение участки земли под Черкассами и лично высаживал на них деревья, за что и получил в народе прозвище «граф–лесничий». До нашего времени сохранилась в Мошнах изумительной красоты церковь, сооруженная Воронцовым триста лет назад. В этих местах любила отдыхать царская семья.
Революция и в ландшафт внесла свои коррективы. Сначала в Воронцовском парке водрузили памятник Ленину, потом Сталину. В 1937 году НКВД устроил здесь тайную братскую могилу для расстрелянных горожан. Потом на этом месте, как водится, соорудили танцплощадку. Все годы существования Совдепии парк служил местом отдыха простых работяг, так сказать, был отдан народу. До конца
80-х годов прошлого столетия это было излюбленное место, где проводили свой досуг черкасщане, тогда было модно отдыхать в Сосновом бору, как стали называть Воронцовский парк.
Для детишек здесь были устроены разные аттракционы. Молодежь развлекалась в тире, плясала на танцплощадке, люди смотрели кино в летнем кинотеатре. Часто здесь давали концерты столичные артисты, проводились фестивали самодеятельных коллективов. По выходным с утра до позднего вечера на эстраде играл духовой оркестр.
Старожилы помнят искрящиеся на солнце струи фонтанов с русалками и бронзовыми рыбками, клумбы прекрасных роз. Дети лакомились мороженым, взрослые пили сухое вино.
Идиллические воспоминания прерывает грубый крик. Я с ужасом вижу, как на меня с кулаками и бранью наскакивает высокий плечистый мужчина. Играют мускулы на тренированном теле. Он ругается матом и вопит, что здесь частные владения. Я пытаюсь что-то объяснить, но спутники быстренько уводят меня от озверевшего мужика. Вслед несется треск — под ножом бензопилы валятся трехсотлетние дубы. Приятели объясняют мне, что здесь небезопасно ходить даже группой, если в ней меньше десяти человек, а одиночку может попросту забить до смерти кто-то из челяди собственников новых владений. В марте 2006 года горсовет «бесплатно» передал и оформил на подставных лиц около 30 гектаров Соснового бора на бывшей территории Воронцовского парка.
Нигде, однако, нет каких-либо табличек о частных владениях. На нас — случайных прохожих — набросился прораб одной из строительных фирм, сооружающих крутые особняки. Он зарабатывает свои бабки, вероятно немалые, а жизнь человеческая в его глазах ничего не стоит. Меня запросто могли искалечить или убить.
Набрала «02» и попросила выслать наряд милиции, а в ответ услышала, что я вместе со свидетелями должна отправиться в Сосновский райотдел и там написать заявление. Меня удивила наивность милицейского дежурного. Если кто-то из правоохранителей дерзнет впоследствии разбирать заявление журналистки, кто найдет того прораба? А если и найдет, то он представит 20 свидетелей, которые подтвердят, что в это самое время он находился на другой стройке. Но «ковать железо, пока горячо» наша родная милиция явно не привыкла.
«Дерибан» черкасских парков принял небывалые размеры. Может случиться, что завтра обычный горожанин не посмеет и шага ступить за черту города. Ибо в лучшем случае он очутится перед глухим забором частного имения наглого нувориша, а в худшем рискует, что его искалечат.
Пока еще простым смертным не запрещено гулять в бывшем Воронцовском парке. Здесь чудный воздух, но не гарантируется безопасность. И никто из правоохранителей даже пальцем не пошевелил, чтобы навести хотя бы элементарный порядок в микрорайоне. Люди с улиц Грузиненка, Минина и Пожарского, Жданова вспоминают добрые старые времена, когда здесь находился опорный милицейский пункт и дежурили трое участковых. Нынче его расформировали. Аборигенам советуют обращаться к участковым на Луначарке, куда путь весьма не близок. Поэтому с наступлением сумерек жизнь в микрорайоне замирает, а люди прячутся по домам. Выйдя на улицу, запросто можно нарваться на нож подвыпивших подростков, которые подзарядились не только водочкой, но и «ширкой».
Мы рискнули войти в Воронцовский парк с другой стороны и увидели то же варварство. Разворочены самосвалами некогда аккуратные асфальтные дорожки. Здесь правят бал строители. А жители микрорайона бунтуют у стен мэрии, отстаивая свое право на каждый клочок земли в парке, каждый глоток воздуха.
Нельзя без боли смотреть на поверженных великанов — платаны и канадские клены. Эти реликтовые деревья еще триста лет назад были завезены сюда графом Воронцовым. За ними усиленно ухаживали, ибо они плохо приживаются на нашей почве. Вековые деревья донесли до нас добрую память о графе–лесничем, благополучно пережили революцию и несколько войн. Но на свою и нашу беду не вписались в «культурную революцию» помаранчевой власти и рухнули под ножами бензопил. Свалены больше сотни лесных патриархов. Впрочем, никто и не считал загубленные реликтовые деревья. Зато кто-то потирает руки, подсчитывая барыши.
Старожилы микрорайона рассказывают, что горсовет отказал им в приватизации нескольких соток земли под огородами возле хижин, которые построили еще их деды. Зато запросто «дерибанятся» гектары парка.
Прокурор города Черкассы Василий Сук посоветовал мне оставить его в покое и идти в природоохранную прокуратуру. Мол, в городской и так дел невпроворот без всяких там сосновых боров. Должна сказать, весьма странная позиция.
Я же предпочла обратиться в отдел экологии и рационального природопользования родного горисполкома. Его начальник Владимир Абраменко огорошил меня еще с порога. Оказывается, в Черкассах не существует генерального плана развития города. То есть у нас с вами нет будущего, живем одним днем. Конечно, так легче разворовывать народное добро. Не поэтому ли некоторые парки испарились? Подобным образом исчезли с карты города сквер Химиков и Долина Роз, то есть деревья растут, а сам сквер уже не существует. Очень удобно для «дерибанщиков» земли.
Владимир Анатольевич обрадовал меня, что сессия горсовета приняла решение о создании в Сосновском микрорайоне государственного парка на 35 тысячах гектаров земли, куда войдет и бывший Воронцовский парк. Он заверил, что вырубка деревьев там приостановлена.
Участки парка передавались частным лицам с грубыми нарушениями законодательства. Можно радоваться, что 7 июня 2006 года сессия Черкасского горсовета отменила мартовское решение своих предшественников о бесплатном выделении «нуждающимся» земельных участков в Сосновом бору. Удручает, что в июле там все еще продолжали валить реликтовые деревья. Прокуратура области даже возбудила уголовное дело в связи с беспределом по захвату земель в парке. Но куда смотрела эта прокуратура вкупе с городской и природоохранной, когда парк в наглую «дерибанился»? Почему молчал сам Владимир Абраменко?
Еще совсем недавно возле Черкасс работали пять санаториев — «Украина», «Первомайский», «Чайка», «Сосняк» и «Днипро». А в самом городе до 1991 года было пять кинотеатров — «Зирка», «Мир», «Днипро», «Украина», «Салют» и четыре ресторана — «Черкассы», «Славутич», «Жовтневый» и «Колос». Простой человек за умеренную плату мог и оздоровиться, и отдохнуть. Он имел пищу и для души, и для тела.
Сегодня большинство здравниц закрыты. Пока что принимают зрителей два кинотеатра — «Салют» и «Украина». Зато не счесть ночных заведений, где вовлекаются в проституцию школьницы. А парки пребывают в запустении и нагло «дерибанятся» под имения для толстосумов.
Источник: Аntennа.com.ua, Валентина ВАСИЛЬЧЕНКО 17 августа 2006
‹‹ к архиву новостей
Другие новости
Согласно действующему законодательству, все расходы на сбыт исключены из тарифов на услуги централизованного водоснабжения и централизованного водоотвода и выведены в...
Чиновников в Черкасском городском совете планируют сократить на 10-25%. Об этом сообщил городской голова Черкасс Анатолий Бондаренко
Виталий Чернуха написал заявление об уходе с должности главного архитектора Черкасс.
Новый корпус сердечно-сосудистой хирургии планируется построить в Черкассах. В соцсети уже обнародовали фото, которым он будет после завершения работ.
Государственная комиссия по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям с 12 ноября перевела Черкасскую область в «красную» зону из-за распространения COVID-19.
Временные постройки, расположенные по адресу бульвар Шевченко, 272, демонтируют.
Около 40 км автодороги от Золотоноши до границы с Киевской областью восстановлено в рамках программы Президента «Великое Строительство». Об этом...
16 областей Украины уже находятся в красной карантинной зоне. При внедрении «красной» зоны в Черкасской области, председатель ОГА будет лично...